Конспект открытого урока Тема: «Родственные слова»
Цель: формирование понятия
«родственные слова»
Задачи:
1. вырабатывать
умение образовывать однокоренные слова, выделять их из ряда слов, обозначать в
них корень.
2. Развивать
внимание на основе упражнений в выборе слов с одинаковым корнем из ряда слов;
развитие мышления на основе упражнений в подборе и образовании однокоренных
слов и умении выделить в них корень; развитие памяти, устной и письменной речи
путем формирования умения сформулировать правило и отвечать на вопросы;
развитие общей и мелкой моторики.
3. Формировать
учебные навыки; навыки поведения во время урока, при ответе и выполнении
задания на доске и в тетради, при выполнении самостоятельной работы.
Оборудование:
1. Плакаты
с правилами.
2. таблички
со словами по теме урока
3. Иллюстрации
по теме урока
4. Табличка
со словарным словом
Ход урока:
1. Орг.
момент. Здравствуйте, ребята. Какой сейчас урок? Какой он по счету?
У детей на столах предлоги. На доску
вывешивается иллюстрация «Подбери
предлог».
Задание: Посмотрите внимательно на
картинку. (Разбор иллюстрации). Затем предлагается подобрать нужный предлог к
определенной части иллюстрации. Какие
предлоги подобрали к этой картинке? Назовите их.
2. Актуализация
опорных знаний.
1) Ответить
на вопросы:
·
Какие еще вы знаете предлоги? Назовите их.
·
Для чего нужны предлоги?
·
Как пишутся предлоги с другими
словами?
·
Давайте вспомним правило.
(Вывешивается правило после того, как дети его произнесут).
·
Какое еще правило вы знаете о
предлогах? (Вывешивается правило после того, как дети его произнесут).
3. Проверка
домашнего задания.
Что было задано на дом?
Какие предложения вы составили?
Назовите предлоги в этих предложениях. Как написали предлоги с другими словами?
4. Введение
в тему урока.
На доске
картинки: 1 – большой гриб, 2 – средний гриб, 3 – маленький гриб.
Задание:
посмотрите на картинки. Что нарисовано? Как назовем первый предмет? Второй?
Третий? (при назывании предмета выставляются по очереди таблички – гриб,
грибок, грибочек.). Как мы назовем их все вместе? (грибы) Похожи эти слова друг
на друга? Чем похожи? (У каждого слова есть общая часть – гриб). Можем мы
назвать эти слова родственниками?
5.Сообщение
темы урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать
слова- родственники. Они и называются так же: Родственные слова. (Вывешивается
табличка с темой урока)
1. Объяснение
нового материала.
Посмотрим еще раз на наши картинки.
Какие слова мы уже назвали? А какие слова с общей частью – гриб- вы знаете? Я вам подскажу: как назовем человека,
который собирает грибы? (грибник), какой суп варят из грибов? (грибной).
Посмотрите, сколько новых слов мы составили с одной общей частью – гриб.
Прочитайте их. Как называются эти слова? (родственные слова). Близки эти
родственные слова по смыслу? Какая в этих словах общая часть? Общая часть
родственных слов называется корнем. (вывешивается правило). Читаем вместе
правило.
Что вы узнали о родственных словах?
2. Работа
в тетради.
1) Пальчиковая
гимнастика.
2) Открываем
тетради, пишем число, классная работа.
3) Чистописание.
(Дети выполняют пропись, заданную учителем) 4) Работа
с табличками.
Задание: запишите
родственные слова, которые вы получили от слова гриб. Давайте выделим общую
часть – корень.
5) Работа
с учебником и на доске. С. 122-123, упр.
2
6) Ответить
на вопросы: Что вы узнали о родственных словах? Как называется общая часть
родственных слов?
7) Физкультминутка.
Дети выполняют движения, сопровождая их чтением стихотворения.
Мы становимся всё выше.
Достаём до самой крыши.
Широко расставим ноги,
Словно в танце – руки в боки.
Наклонимся влево, вправо.
Получается на славу.
Мы немножко будем хлопать.
Мы немножко будем топать.
Повернёмся – обернёмся,
И к работе все вернёмся.
8) Словарная
работа.
·
Задание: Прочитайте слово по слогам.
Запишите. Поставьте ударение. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
·
Работа с учебником с. 120 упр.
20 (1 часть). Дополнительное задание:
выделить корень в родственных словах.
·
Ответить на вопросы: Что вы
узнали о родственных словах? Как называется общая часть родственных слов?
3. Итог.
1) Работа
с табличками.
Задание: назовите предмет, который
изображен на всех табличках. Замените картинку словом и образуйте новые слова.
Какие слова получились? Как называются эти слова? Какая общая часть повторяется?
Как называется эта общая часть родственных слов?
Ответить на вопросы:
·
Какая была тема урока?
·
Как называются слова, близкие
по смыслу?
·
Как называется общая часть
родственных слов?
·
Прочтите правило.
·
Чем мы занимались на уроке?
4. Домашнее
задание.
5. Оценка
работы учащихся на уроке.
|