Функциональные обязанности учителя-логопеда
1. Осуществляет диагностику речевого развития (состояния
устной и письменной речи) учащихся в закреплённых за ним классах и определяет
направления коррекционной работы. Формирует банк диагностических методик.
2. На основе использования достижений науки способствует
обеспечению полноценного речевого развития учащихся на каждом возрастном этапе.
3. Осуществляет плановую коррекционную работу с целью
создания ситуации успеха в усвоении программного материала.
4. Формирует банк коррекционных методик и создаёт
научно-методическое и методологическое обеспечение для коррекции речевой
деятельности.
5. Проводит консультативную и просветительскую
деятельность в пределах своей компетенции.
6. Осуществляет отслеживание речевого развития и
состояния письменной речи учащихся, имеющих специальные образовательные
потребности.
Основные
направления работы:
1. Развитие
звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе
слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза
слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие
лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к
различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно
пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения
используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных
синтаксических конструкций.
З. Формирование
связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности),
точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного
высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для
построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство,
рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Параллельно
решаются задачи:
- Преодоление неуспеваемости по русскому языку, развитие и
совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к
языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование
полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной
задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном
материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать
с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно
писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний
в новых ситуациях;
- анализ, оценка
продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к
обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не
переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его
инструкциям;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в
вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в
целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной
задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения
целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией)
выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки
учителя-логопеда.
- Формирование
коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией,
заданием;
- ответы на вопросы
по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя
фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного
высказывания);
- применение
инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам
учебной работы;
- употребление
усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к
учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение
инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет
о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование
задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение
дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли
руководителя различных видов учебной работы);
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение,
просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
- составление устных
связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
скачать полностью
|