Содержание работы учителя-дефектолога в интегративных классах
Цель работы
учителя-дефектолога:
предоставление своевременной специализированной помощи детям, испытывающим
трудности в обучении для успешного
освоения ими образовательного стандарта в условиях массовой школы.
Деятельность
дефектолога направлена на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике
образовательного процесса. Коррекция имеющихся недостатков развития при этом взаимосвязана
с уровнем сформированности знаний, умений и навыков по учебным предметам.
Результативность
работы
определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала
по математике, русскому языку, чтению, ознакомлению с окружающим миром и
развитию речи.
Исходными
положениями
организации работы являются:
1)
Комплексность и единство диагностики и коррекции;
2)
Построение коррекционной педагогической работы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной
активизации «зоны ближайшего развития»;
3)
Моделирование вариантов взаимодействия специалистов в соответствии со
структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного
воздействия;
4)
Изучение динамики развития познавательных процессов и освоение
программных ЗУНов.
Содержание деятельности учителя-дефектолога
направлено на решение
следующих
задач:
- своевременное выявление неблагоприятных вариантов
развития и квалификация учебных трудностей ребенка;
- динамическое изучение уровня психического развития
ребенка и квалификация учебных трудностей ребенка;
- определение «обходных путей» обучения ребенка,
испытывающего трудности в обучении, устранение разрыва между обучением и
развитием ребенка;
- отслеживание соответствия выбранной программы,
форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка;
- проведение индивидуальных и групповых
коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций,
обеспечивающих усвоение программного материала;
- формирование полноценной ведущей деятельности
младшего школьного возраста;
- составление Индивидуальной комплексной программы
развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
- консультирование педагогов и родителей по
проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм,
методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными
особенностями ребенка.
В соответствии с указанными задачами
можно выделить следующие основные направления
деятельности учителя-дефектолога:
1. Диагностическое направление
Особенностями данного направления в
коррекционно-развивающем обучении являются:
- определение актуального уровня развития и
потенциальных возможностей ребенка («зоны ближайшего развития») с целью
определения перспектив обучения; динамическое наблюдения за развитием ребенка;
- определение оптимальных условий индивидуального
развития в процессе комплексного воздействия на ребенка.
2. Коррекционное направление
Основными задачами являются компенсация отклонений в
познавательном развитии, нормализация учебной деятельности, преодоление разрыва
между обучением и развитием. Данное направление предполагает реализацию
комплексных программ развития в условиях
взаимодействия специалистов.
3. Аналитическое направление
Обеспечивает взаимодействие специалистов в работе,
позволяет проследить эффективность коррекционного воздействия, коррегировать
программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.
4.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Предполагает оказание помощи
педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, разработку
рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с возрастными и
индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и
психического здоровья, подготовку и включение родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач.
5. Организационно-методическое
направление
Заключается
в подготовке и участии учителя-дефектолога в консилиумах, методических
объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Приоритетным
в работе учителя-дефектолога будут диагностическое и коррекционное направления.
Основной формой
организации деятельности дефектологической работы являются групповые и
индивидуальные занятия.
Основные
направления коррекционной работы:
-
сенсорное и сенсомоторное развитие;
-
формирование пространственно-временных отношений;
-
умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты;
формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм
мышления);
-
коррекция и нормализация ведущей (учебной) деятельности возраста;
-
формирование разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей
действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
Работа учителя-дефектолога строится
на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,
психологической структуры нарушений и анализа их генеза. Поэтому среди
перечисленных направлений работы основное место в работе учителя-дефектолога
занимает коррекция умственного развития.
скачать
|