Инклюзивное образование
Инклюзивное
или включенное образование – процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с
особыми потребностями. Инклюзивное
образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую,
что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное
образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который
будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Инклюзивное
образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить
дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в
их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. Инклюзия
– это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с
инвалидностью и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане
социальном, и в плане учебы.
Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик
чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и
были оценены. Это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при
котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В
этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят
свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для
себя пользой.
Инклюзивный
подход означает, что учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам.
Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными
организациями, совместная внеклассная работа – вот несколько способов, которые
помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать
тому, чтобы дети с инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.
Инклюзия означает, что обучение детей с особыми потребностями проходит и в классе, и в небольшой группе, и на
индивидуальных занятиях. Инклюзивный класс – это место, где учащиеся с особыми
потребностями находятся в атмосфере
доброжелательности, справедливости и терпимости.
Инклюзивные школы
предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства,
социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения.
Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от доброжелательной и
благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение
совместной работы ради общей цели.
Педагоги, работающие в инклюзивных классах, оценивают способности и
потребности учеников, учитывают их индивидуальные особенности. В инклюзивных
классах применяется индивидуальный подход. При этом важно, чтобы соблюдались
следующие факторы: ·
сотрудничество учителей и специалистов; ·
приспособление программ под индивидуальные нужды
учеников; ·
все учащиеся должны иметь доступ к информации,
знаниям и навыкам; ·
обучение
для всех детей должно быть успешным.
Инклюзивный подход делает образование более
индивидуализированным.
Планируя урок, учитель,
используя эту стратегию, учитывает все особенности своих учеников. Важно
понимать, что на уроке все выучат не одно и тоже, а то, что отвечает их
особенностям. Ученик должен соответствовать основным требованиям и стандартам
программы, но достичь этого соответствия можно разными способами и в разной
степени.
Конечно, учить детей с
разными особенностями достаточно трудно. Но трудны не сам процесс обучения или
сами ученики. Самое трудное – это большой класс, отсутствие поддержки,
ограниченные ресурсы. Учителя смогут справиться с поставленной задачей, если
будут иметь поддержку, дополнительные приспособления, время, а также знания и
навыки для обучения детей с инвалидностью и другими особенностями. Инклюзивные
школы расширяют профессиональные знания педагогов. Такое образование требует
новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ,
которые бы были максимально эффективны для всех учащихся. Накопление
профессионального опыта, который дает работа в этих школах, поощряет
непрерывное совершенствование специалистов.
Некоторые
учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи
информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения
учебной программы. Т.е. учащимся с ограниченными возможностями предоставляются
особые условия по сравнению с их одноклассниками, в том числе, изменения сроков
сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов предоставления
результатов, изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащихся.
Все усилия по инклюзивному образованию основаны на
правовой идеологии. Все дети могут
учиться – общество должно создать подходящие условия для их обучения. В основу инклюзивного образования положена идеология,
которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение
ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые
образовательные потребности.