Школьные страничкиЧетверг, 25.04.24, 20:24

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Содержание сайта | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории
дефектологу [11]
логопеду [4]
учителю [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » В помощь » дефектологу

Содержание работы дефектолога в инклюзивной школе
Содержание работы дефектолога в инклюзивной школе

        В настоящее время широкое распространение получает система инклюзивного образования. Интеграция детей с недостатками в развитии в среду учащихся массовой школы несет гуманистическую направленность.  Возможность общаться со здоровыми сверстниками для учащихся, имеющих недостатки развития, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни.  Для здоровых  же учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним. Т.о. включение в процесс интеграции предполагает, прежде всего, определенный коммуникативный уровень, возможность принятия другого, ощущение себя кем-то в группе/обществе, наличие друзей, сотрудничество, наличие прав, возможность рассчитывать на заботу группы/общества.
      Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности.
      Инклюзивный подход делает образование более индивидуализированным. При этом важно, чтобы соблюдались следующие факторы:
 ·         сотрудничество учителей и специалистов;
 ·         приспособление программ под индивидуальные нужды учеников;
 ·         все учащиеся должны иметь доступ к информации, знаниям и навыкам;
 ·         обучение  для всех детей должно быть успешным.
      Большое  значение в системе инклюзивного образования имеет деятельность учителя-дефектолога. 
                  
       Основными направлениями
деятельности учителя-дефектолога являются:
 ·         диагностическое
 ·         коррекционное
 ·         аналитическое
 ·         консультативно-просветительское и профилактическое
 ·         организационно-методическое
      Рассмотрим  каждое направление.
 1. Диагностическая работа дефектолога включает в себя:

 ·         первичное дефектологическое обследование;
 ·         систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития;
 ·         проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
      Цель дефектологического обследования – определение  уровня готовности ребенка к коррекционному обучению, ведущему к преодолению отставания и искажения в его развитии, причин и механизмов уже возникших учебных проблем, прогноз возможных трудностей обучения как на начальном этапе, так и в последующем.     
      Дефектологическое обследование учащихся проводится с использованием стандартизированных методик. Это  практические материалы для проведения психолого-педагогического обследования детей Забрамной С.Д, Забрамной и Боровик О.В., материалы обследования Стребелевой Е.А. и др.  
      В обследовании выделяются два аспекта: психологический и педагогический.
      Психологический аспект является основанием для:
 ·         квалификации школьных трудностей ребенка
 ·         определения соответствия уровня актуального развития ребенка его учебным достижениям
      Включает в себя изучение:

  • уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося
  • особенностей гнозиса и праксиса
  • межанализаторного взаимодействия
  • пространственно-временных представлений
  • характера произвольной деятельности школьника.
      Педагогическое обследование строится на:
  • выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков
  • определении этапа, на котором эти трудности возникли
  • определении условий их преодоления
     Для этого проводятся :
  •  изучение уровня умственного развития ребенка
  • анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок)
  • наблюдение за учащимися в учебной деятельности  
     Диагностическая деятельность дефектолога решает разные задачи. В связи с этим выделяются:
     Первичная диагностика учащихся.
Цель – определение уровня развития, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.
     Проводится в течение сентября (1-15сентября) По результатам происходит распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия.
     Дефектологом оформляется дефектологическое представление на учащегося. 
     Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов и методов обучения уровню развития учащегося. Проводится не менее 2 раз в году (сентябрь-октябрь, май). Обсуждается на школьном консилиуме. Оформляется в виде отчетов по успеваемости за полугодие и за год.
     Этапная диагностика. Необходима для определения результативности и эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога. Оформляется в форме карты динамического развития ребенка
    Текущая диагностика направлена на обследование учащихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Проводится на протяжении всего учебного года. 

 2. Коррекционное направление деятельности дефектолога. 
    Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность особенного ребенка в динамике образовательного процесса.  В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы. На основе диагностических данных составляется Индивидуальная программа развития, обучения и воспитания учащегося – план коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в учебной, внеучебной деятельности и семье.  
    
     Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество  детей варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (2-6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима школы. Индивидуальные занятия проводятся по графику в учебное время. Количество занятий зависит от тяжести и характера нарушений. Учет посещаемости детьми занятий дефектолога и темы групповых и индивидуальных занятий фиксируются в типовом классном журнале.
 
 3. Аналитическое направление деятельности дефектолога .  
    Предполагает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализ и оценку взаимодействия специалистов и педагогов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка.  
   
     Комплексный подход
предполагает:
  • системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
  • создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся;
  • профилактика перегрузок учащихсявзаимодействие специалистов и педагогов в рамках школьного психолого-педагогического консилиума.  
    Аналитическое направление обеспечивает взаимодействие специалистов и педагогов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.  

4. Консультативно -просветительское и профилактическое направление  предполагает:
 ·         оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах обучения и воспитания ребенка
 ·         подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач
 ·         профилактику вторичных, третичных нарушений развития 

   Дефектологом:
  • разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья
  • по запросу родителей и учителей организуется дополнительное обследование учащихся
  • проводятся индивидуальные консультации родителей и педагогов, выступления на методических объединениях педагогов 
 5. Организационно-методическое направление  включает в себя:
  •  подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам
  • участие в этих мероприятиях
  • оформление документации  

Документация дефектолога:  
Индивидуальный план работы учителя-дефектолога на учебный год
Пакет документов на учащихся
Списки учащихся
График работы и расписание занятий
Тетрадь консультаций
Журнал проведенных занятий
Годовой отчет  

Пакет документов на учащихся:
 ·         Дефектологическое представление
 ·         Индивидуальная программа обучения, воспитания и развития
 ·         Диагностические карты
 ·         Отчеты по успеваемости
 ·         Календарно-тематическое планирование




Категория: дефектологу | Добавил: ануля (20.02.12)
Просмотров: 14625 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024