Школьные страничкиЧетверг, 28.03.24, 22:05

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Содержание сайта | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории
дефектологу [11]
логопеду [4]
учителю [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » В помощь » дефектологу

Интегрированное обучение детей с недостатками развития
Интегрированное обучение детей с недостатками  развития

Интегрированное обучение и воспитание занимает особое место в ряду актуальных проблем специального образования. Интеграция становится ведущей тенденцией образовательной политики экономически развитых стран, при этом законодательство большинства из них ограничивается двумя основными положениями: 1) ребенок с особыми потребностями имеет право обучаться в обычной школе; 2) субъекту со специальными  образовательными потребностями представляется все необходимое для их удовлетворения. Идея интеграции является неотъемлемой частью философии гражданского общества, отражает его отношение к правам и возможностям инвалидов, детей с особыми потребностями.

В Российской Федерации интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции с начала 90-х годов ХХ века, что обусловлено реформами политических институтов, демократическими преобразованиями в обществе. И прежде, и теперь в стенах массовых дошкольных образовательных учреждениях и школах находилось и находится немало детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и включает в себя четыре группы:

·         дети, не прошедшие диагностику. Их пребывание в обычном классе/группе является следствием своевременно не выявленного отклонения в развитии;

·         дети, чьи родители, зная о проблемах ребенка, настаивают на его приеме в массовое образовательное учреждение. В случае, когда включение (инклюзия) обеспечено исключительно по настоянию родителей без учета мнения и рекомендаций специалистов, оно не всегда имеет положительные последствия. Опыт показывает, что подобная «инклюзия» эффективна лишь для незначительной части детей, большинство же через несколько лет обучения, неадекватного уровня развития ученика, оказывается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или полностью «выпадает» из системы образования;

·         воспитанники специальных групп/классов массовых детских садов и школ. В этом случае обучение и воспитание осуществляются с учетом имеющихся у детей отклонений в развитии, но их интеграция носит формальный характер, так как специальные группы и классы, как правило, на деле обособлены и изолированы от остальных групп/классов;

·         дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами и родителями, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, что позволяет специалистам рекомендовать интегрированное обучение. К сожалению, при переходе в новые условия эти дети могут лишаться необходимой им систематической коррекционной помощи, что снижает эффективность интегрированного обучения.

Все перечисленные варианты инклюзии (включения) ребенка с особыми образовательными потребностями в «общий поток» можно назвать псевдоинтеграцией. Истинная интеграция предполагает организацию в образовательном учреждении (ДОУ, школе, гимназии, профессиональном училище) оптимальных условий для каждого воспитанника (учащегося) с особыми потребностями: оснащенное учебное место, специальные технические приспособления, обученный персонал.

Для отечественной системы специального образования нужна особая концепция интегрированного обучения.

Интеграция через раннюю коррекцию – первый принцип российской концепции интегрированного обучения. Создание комплексных программ ранней ( с первых месяцев жизни) медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций, позволяющих вывести ребенка на такой уровень психофизического развития, который дает возможность максимально рано влиться в общеобразовательную среду.

Интеграция детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. Второй принцип отечественной концепции интегрированного обучения – обязательный коррекционный блок, функционирующий параллельно с общеобразовательным.

Не для всех детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированное обучение предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть показано лишь только той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий, т.е. о социальной, а не об образовательной интеграции. Отсюда возникает проблема обоснованного отбора детей для интегрированного обучения. Третий принцип российской концепции – дифференцированные показания к интегрированному обучению.

Являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы специального образования, интеграция не должна подменять собой систему в целом. Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая  образование.

 

 


Категория: дефектологу | Добавил: ануля (20.02.12)
Просмотров: 1008 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024